«Очень важный праздник. Потому что отбери у них Киевскую Русь и Крещение, и останется нынешняя Россия без «сакральных» корней, а кремлевские мудрецы будут вынуждены отсчитывать историю своего государства в лучшем случае от двенадцатого столетия, когда сепаратист Андрей Боголюбский самопровозгласил «Владимирскую Народную Республику», которая вскоре стала улусом монгольских ханов…» — пише у своєму блозі Олександр Сурков, повідомляють Патріоти України, і продовжує:
«Не случайно Путин в одном из своих спичей, обосновывающих аннексию Крыма, припомнил «сакральный Херсонес»… И чего еще ждать от страны, где даже первый полет человека в космос был превращен в языческий культ? Нас в данном случае интересует не идеология, а исключительно факт.
Однако по словам крупнейшего византиниста Федора Успенского «на событиях 988-989 года все еще лежит печать тайны, которые едва ли в состоянии раскрыть историк при современных научных средствах…» Наиболее незаангажированным на сегодняшний день исследованием этого интереснейшего периода является труд польского историка Анджея Поппэ, опираясь на который мы и попробуем дать читателю сухую выжимку фактов.
1. Объективные причины
Ко времени прихода к власти князя Владимира, Рюриковичи стали тяготиться своим языческим статусом. Причин было несколько.
Внутриполитическая – с ростом контролируемых территорий управлять разрозненными лесными племенами, которые молились своим богам и плевать хотели на «божественные» права Великого князя, становилось все сложнее, требовалась единая идеология.
Внешнеполитическая – монарх-язычник не мог на равных вести дипломатическое общение с Византией, Римом и Европой, через браки входить в «семью» европейских правителей и ощущал себя аристократом второго сорта, что крайне скверно сказывалась на внешней торговле.
2. Предварительные попытки
Некоторое время Владимир честно пытался выработать единую идеологию в рамках язычества. Он обустроил капище в Киеве. Не с «пантеоном языческих богов», как писали советские историки, а с богами, которым поклонялись несколько разных племенных союзов славян. Проект оказался провальным, так как у киевлян были собственные боги, а у вятичей – свои, при этом и те, и другие чужих просто в упор не видели. К тому же в родоплеменных сообществах приоритет отдавался не общеплеменным, а своим, семейным богам…
3. Купоны с гражданской войны
Незадолго до Крещения Руси Византийская империя в очередной раз переживала не лучшие времена. Полководец Варда Фока открыто выступил против вазилевса Василия и объявил себя императором. Армия у Василия была слабее, чем у Фоки и он начал искать союзников среди иноземцев.
Таким образом был заключен договор с Владимиром, благодаря которому он получил в обмен на военную помощь руку родной сестры императора. Владимир отправил в Константинополь экспедиционный корпус, который решил судьбу империи – в битве при Хрисополисе мятежник Фока был разгромлен наголову именно благодаря русичам-варягам и высокие договаривающиеся стороны начали готовиться к торжественной церемонии бракосочетания.
4. Как там наш «сакральный»?
Чрезвычайно интересна здесь судьба собственно Херсонеса – ведь этот крымский полис Владимир осадил вскоре после того как его войска ушли из Византии. Советские историки всегда пытались объяснить это «мощью» Владимира, который якобы, чтобы заставить Василия выполнять свои обещания, развязал с ним войну.
На самом деле это не так. Херсонес, уже в десятом веке город со старыми сепаратистским традициями, во время гражданской войны принял сторону узурпатора, и потому был просто отдан императором Владимиру в качестве «ценного подарка» с двойной целью – преподать крепкий урок сепарам чужими руками и одновременно дать чужеземным войскам всласть пограбить богатых греков вдали от своей метрополии…
5. Крещение и его последствия
После участия в гражданской войне международный рейтинг Владимира резко вырос. Ведь в замужестве с византийской принцессой Анной было отказано даже вновь избранному французскому королю, бывшему парижскому герцогу Гуго Капету. Так что Крещение стало вполне логичным последующим шагом великого князя.
Приняв христианство в завоеванном и разграбленном Херсонесе (сакральности тут было не больше, чем в разграблении Рима вандалами) Владимир, получив константинопольского епископа, отправился в Киев.
Масштабы принудительного крещения горожан и, собственно, степень принуждения к обряду – вопрос спорный. Вероятно это все-таки была в большей степени «картинка для послов», чем тотальное насильственное обращение. Здесь следует также учесть, что Подол (именно он был Киевом в то время на самом деле) управлялся собственным Вече и номинально князю не подчинялся, а случаи когда князья рискнули оружно принудить к каким-то действиям киевлян не были зафиксированы ни до ни после, до самого разграбления города тем самым сепаром-Боголюбским…
Так или иначе, но сформировавшаяся к тому времени на Руси феодальная аристократия (князья и бояре(бароны) и служивая знать (дружинники) охристианившись, влились в тогдашний Европейский Союз, причем не через Рим, а через Константинополь. Сам же процесс христианизации собственно славянских племен продолжался еще сотни три лет.
6. Выводы
«Парадная история» Нестора слабо связана с реальностью. Христианизация Руси была важным и прогрессивным шагом. Византийское православие было реальным выбором, так как с католическим Римом у Рюриковичей не было тогда ни крепких связей, ни взаимных жизненных интересов.
Христианство принимало не «государство»(которого к тому времени просто не существовало), а правящий дом и его вассалы. И главное – возникшее намного позднее Московское царство и его отколовшийся самопровозглашенный Патриархат никакого отношения к Крещению Руси не имеют, и не могут его рассматривать как собственную традицию…».
Джерело: bbcccnn.co